Монстры и ужастики всех мастей постепенно проникают в жизнь наших детей с экранов телевизоров, планшетов и телефонов. Прилавки детских миров пестрят ужасными оскалами милых пушистых с виду созданий…
Как вам новый тренд детских игрушек Хаги-Ваги, Киси-Миси? Знакомые образы? У всех знакомых есть уже такие? И вот уже ваш детка просит купить такую зубастую «милоту»…
С темой страхов к психотерапевту всегда приводили и приводят деток. Наблюдаю за этим процессом уже третий десяток лет и вижу, как меняются объекты – от привычных сказочных героев, бабайки, бабы-яги, злого Кощея до сегодняшних монстров, от которых и правда становится страшно…
Со страхом Сиреноголового пачками в терапию идут детки уже который год. Помню меня всё удивляло, как дошкольники это могли увидеть в компьютере и телефоне!? Оказалось очень даже могли, видели, боялись, детская психика не выносила и сейчас не справляется с этим порождение больной фантазии создателей. Писала об этом, думала, что услышат, да и время пройдёт – забудут…
Время прошло, не забыли, даже игрушек наделали, всё в духе времени, лишь бы заработать…
А всего неделю назад очередная жертва этого монстра, восьмилетняя двочка , что привели в терапию с проблемой энуреза, тихонько сообщила мне, что боится ночью вставать и идти в туалет, потому что «а вдруг там Сиренаголовый»…
Игрушка Сиреноголового – монстра из страшилок
А сейчас новая беда добавилась – «милейшие пушистики» игрушки монстры Хаги-Ваги, Киси-Миси, которые по ночам превращаются в трехметровых зубастых монстров. Они как-то совсем неожиданно перекочевали в жизнь – прыгают на детских праздниках, бродят по улицам, пытаясь обнять за 500р и фото, становятся темой мастер-классов. И это уже почти «нормально»…
Попробуйте посмотреть на них глазами ребёнка, прожить его чувства, где мир реальный и фантазийный ещё не разделены, где всё «взаправду»… Как жить?! Как доверять этому миру, если даже твоя милая пушистая игрушка, может в одночасье стать трёхметровым ужасным чудовищем?!!
Вся беда, что детский контент мало кого интересует, кроме главного потребителя – ребёнка. Потом, раскрутив очередной бред, подключается индустрия детских товаров – игрушек, одежды, аниматоров, и понеслось. Никакой цензуры, оценки влияния на психику, как говорится: «Ничего личного, просто бизнес».
Удивляет, конечно, чему учили тех юных педагогов и коллег, психологов, которые чуть ли не приветствуют эту тенденцию, якобы «полезных» страшилок для детей. Бред полнейший, даже спорить не буду и вам советую бежать подальше от таких «носителей пользы».
А родителям на консультации я часто задаю вопросы: «Вы знаете в какие игры играют ваши дети? Заглядывали в телефоны и планшеты повнимательнее, говорили с деткой, в чем там суть и цель игры? Вы спросите, много нового для себя откроете!»
Так, например одна мама, поговорив и шестилетним сыном узнала много интересного о его играх в планшете, так много, что это её шокировал, она пишет: «О, Боже, у меня волосы дыбом! Ребёнок меня просветил!? в этой игре есть герой: длинноногая мамочка. Вы в курсе? Это мама, с длинными руками и ногами. Она говорит милым голосом и вся милая и добрая, она тянется к ребёнку своими руками, потом дотрагивается до него, накидывается и душит!»
Как ребёнку интегрировать этот бред больной психики создателя этой идеи? Как потом не бояться свою маму, перенося на неё увиденный образ, который действует почти как бессознательно внушённый!?
Кстати, вы заметили, что дети говорят о своём игровом персонаже в первом лице? Полная идентификация с образом, и для до школьника, и для младшего школьника это практически полное слияние с его поведением, мыслями, чувствами.
Как самостоятельно разотождествиться потом, ведь даже взрослым не всегда легко менять ролевые маски, принятые в общении?
Как нашёл очередного монстра любознательный взгляд вашего ребенка? Случайно зацепился глазом за картинку в телефоне соседа по кабине в садике, сам нашел от скуки в домашнем компьютере папы, где возрастного ценза нет вовсе, глянул в YouTube по совету одноклассников, а потом – невозможность избавится от кошмарных образов, остаться одному в комнате, уснуть, ночные кошмары, невротические реакции, страх темноты и много всего другого, ещё более жёсткого, ломающего детскую психику и Душу …
Хорошо, когда родители сразу заметили неладное, поймали детский страх и пришли на консультацию, в терапию. Если повезёт, одним курсом кратковременной терапии обходится, но если подождать, что «само пойдёт, перерастает, переживёт, вырастет», всё становится гораздо печальнее, и тогда уже только психолога будет недостаточно, «Здравствуйте, доктор, нам бы таблеток и побольше, а то и стационар»…
«Что делать? Как оградить ребенка?»- пишут мне родители. Запрещать игры с такими сюжетами детям постарше практически не реально, для подростков запрет – это вообще провокация. Нужно
разговаривать, много, подробно, на понятном ребёнку языке образов и метафоры.
Одна мудрая мама, моя бывшая студентка, коллега по образованию, из нашего Семейного Клуба осознанных и любящих родителей, поделилась своим разговором с деткой дошкольником. Спасибо ей огромное за метафору, рожденную любящим материнским сердцем, что так тонко почувствовало эмоции сына.
Всем очень советую внимательно вчитаться и провести подобную профилактику со своими детьми! Приведу текст ниже в её авторской подаче, он великолепен:
«Это был долгий разговор. Но суть такая: есть люди с огромной травмой внутри, с дырой. Они живут, как-то адаптируются, но эта травма болит. И они придумывают такие сюжеты, игры, игрушки, компенсируя свою травму. Чем страшны такие игрушки?
Ты смотришь на милого пушистого зверька, он улыбается, и который оказывается имеет полный рот острых зубов, и он убивает. Здесь всё перепутано: и хорошее, и плохое. В сказках тоже есть злодеи, но там чётко ясно, где добро, а где зло. А в этих историях с Хаги-Ваги все смешано в кучу. Как ребёнку отличить плохое от хорошего, опасное от милого? Чему ты учишься от этой игрушки? Тому, что в мире везде опасность. Даже самое милое существо может оказаться смертельным монстром, что нельзя никому доверять.
Ребенок, принимает на себя чужую психическую травму и живёт теперь в постоянном стрессе, тревоге, страхе. Каждую секунду он ожидает, что милое игрушечное существо может его сожрать. Постоянный стресс истощает не только психику, но и тело. Гормоны стресса плохо влияют на внутренние органы, сердце и мозг.
Ребёнок спросил: это как вирус? Один придумал и все заразились? Да, именно так.
Мы обсудили то, как растет цветок или дерево. Что будет, если надломить в самом начале роста?
Первое, что сказал сын: погибнет. Я спросила, а если выживет?
Ответ: растение будет кривое, больное.
И мы обсудили дальше. Да, как-то вырастет. И даже можно палку подвязать, чтобы не падало. Но растение уже будет травмированное. То же самое происходит с душой ребёнка, когда он берёт чужую травму в свою душу в виде этих игрушек, видосов и мастер-классов. Они травмируют и не дают ничего полезного.
Ты лепишь из пластелина Хаги Ваги? Зачем? Он шерстяной? Хочешь научится лепить текстуру шерсти – давай слепим котят, чебурашку, щенка. Всегда есть добрая альтернатива. Не надо делать привычные вещи с монстрами, делая их частью обычной жизни.
Монстры – это не нормально! Не позволяй им проникнуть в твою посведневную жизнь.Скажи себе: это не для меня! Я хочу сберечь своё психическое и физическое здоровье. Я берегу себя и поэтому я не ем мусор, грязные фрукты или испорченные продукты, и я не смотрю эти видео про монстров и не играю в игры, где приходится примерять на себя маску злодея и предателя, которую детская психика с трудом потом может снять. Я играю в игры, которые развивают с помощью добрых героев».
Берегите детей! Не оставляйте их один на один с этой отрыжкой больной психики, не хочется думать всё-таки, что сейчас идёт многовековая война за души… А если и так, кто кроме нас, родителей сохранит их светлые чистые Души от того зла, в пучину которого тянут со всех сторон …
По материалам статьи детского психолога Соколовой Елены Викторовны, сайт b17